Воскресенье, 24.09.2017, 06:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Вход на сайт

Поиск
Календарь
«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вопрос - Ответ

Вопрос - Ответ


Нерабочие праздничные дни.

В соответствии со статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.08.2016 № 756 «О переносе выходных дней в 2017 году» новогодний отдых в  2017 году для работников (и с 5-ти, и 6-ти дневной рабочей неделей) продлится с 1 по 8 января включительно.

В этот период в образовательных организациях в соответствии с ранее утвержденными графиками сменности работают только сторожа.

Привлечение иных работников образовательной организации к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится только с их письменного согласия и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации по письменному распоряжению работодателя.

Случаи привлечения к дежурствам административно-управленческого персонала образовательных организаций в выходные и нерабочие праздничные дни неправомерны, поскольку не соответствуют их обязанностям, закрепленным в квалификационных справочниках, на основе которых составляются должностные инструкции. 

Исчерпывающий перечень оснований привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия содержит ст. 113 ТК ТФ.

В соответствии со ст. 103 ТК РФ при сменной работе, работник (например, сторож)  производит работу в течение установленной продолжительности рабочего времени в соответствии с графиком сменности. График сменности устанавливается локальным нормативным актом работодателя с учетом мнения профсоюзной организации.

 Оплата труда в выходные и праздничные дни при сменном графике работы, производится не менее чем в двойном размере по правилам ст. 153 ТК РФ, за часы, фактически проработанные в праздничный день. Когда на праздничный день приходится часть рабочей смены, то не менее чем в двойном размере оплачиваются часы, фактически проработанные в праздничный день (от 0 часов до 24 часов).

Правовой отдел областного комитета Профсоюза


Вопрос: Сторожу предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 дней с 14 декабря 2016 года. Будет ли увеличиваться продолжительность отпуска в связи с новогодними каникулами?

Ответ: Праздничные дни, предусмотренные статьей 112 Трудового кодекса РФ, в число календарных дней отпуска не включаются, и работодатель их не оплачивает. В данном случае таких дней – 8 (1, 2, 3, 4, 5, 6 и 8 января - Новогодние каникулы; 7 января - Рождество Христово), т.е. фактически на работе работник будет отсутствовать больше на 8 дней по сравнению с первоначальной продолжительностью отпуска, но указанные 8 праздничный дней оплачены как дни отпуска не будут.

Пример расчета: с 14 декабря 2016 года продолжительность дней отпуска составляет 28 дней.

С 01 января по 08 января 2017 г. в соответствии со ст. 112 Трудового кодекса РФ  - новогодние праздники.

Работник должен выйти на работу 19 января 2017 года.

Аналогичную позицию высказал Роструд (Федеральная служба по труду и занятости) в разъяснениях от 02 июня 2014 г. "Рекомендации Федеральной службы по труду и занятости по вопросам соблюдения норм трудового законодательства, регулирующих порядок предоставления работникам нерабочих праздничных дней".


Вопрос: В новом учебном году, образовательная организация приняла на работу студентов, которые оканчивают последний курс педагогического университета . В связи с этим у ОУ возникли вопросы:

1. Может ли ОУ принимать на работу студентов, которые оканчивают последний курс университета? (т.е. на данный момент не оконченное образование).

2. Может ли ОУ принять таких работников по трудовому договору внешнего совместительства, т.к. у них не выходит ставка по часам, они совмещают учебу и работу.

3. После окончания университета, т.е. необходимо ли перезаключить договор (вывести  из внешних совместителей)?

Ответ:

1. В соответствии с квалификационными характеристиками по должностям педагогических работников (раздел III), утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ №761н от 26.08.2010г., на должности педагогических работников, в частности на должность «учитель», могут быть приняты работники, имеющие  высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

2. Для трудоустройства по совместительству, в соответствии со ст. 282 Трудового кодекса РФ, работнику необходимо иметь основное место работы. При оформлении трудового договора с работником, не имеющим основного места работы, если работа предполагает выполнение неполной нагрузки, заключается трудового договор по основному месту работы с указанием количества предполагаемые часов (неполная ставка) и с указанием оплаты труда пропорционально отработанному времени (ст. 93 Трудового кодекса).

Таким образом, лиц, не окончивших высшее учебное заведение, на педагогические должности в образовательной организации принять нельзя. А также нельзя заключать трудовые договоры на внешнее совместительство, если работник не имеет основного места работы. 


Вопрос: Нужно ли согласовывать инструкции по охране труда с профсоюзом? Нужно ли согласовывать инструкции по охране труда с представительным органом работников и какая ответственность наступает при отсутствии согласования с таким органом?
 

Ответ: Инструкция по охране труда в обязательном порядке согласовывается со службой охраны труда или ответственным по охране труда, а также с профсоюзной организацией (при ее наличии).

Работодатель обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом изложенного в письменном виде мнения профсоюза (п. 5.4 постановления Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда»).

Если инструкция не будет согласована, трудовая инспекция после проверки выдаст предписание, в котором потребует устранить недостаток. В худшем случае она может оштрафовать работодателя на сумму от 30 000 до 50 000 рублей или руководителя организации на сумму от 1000 до 5000 рублей (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).


Вопрос: Назначен завуч по УВР, по нормативу она должна вести 9 учебных часов в неделю, будет ли ей идти педстаж, при нагрузке 7 часов в неделю.

Ответ: Да, педагогический стаж будет идти. В соответствии с пп. б пункта 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей,  утв. Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., в стаж работы засчитывается работа,выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, в общеобразовательных учреждениях, общеобразовательных школах-интернатах,образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии, специальных учебно-воспитательные учреждениях открытого и закрытого типа, образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.


Вопрос: В связи с введением профессиональных стандартов педагогических работников возникают вопросы о том, смогут ли продолжить работу педагоги из числа слушателей педагогических классов, не имеющих соответствующего уровня профессионального образования (среднего или высшего).

Ответ: Во-первых, из Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 31.08.1961 № 817 «О мерах по обеспечению общеобразовательных школ учительскими кадрами», приказа Минпросвещения СССР от 14.01.1981 № 6 «Об утверждении Временного положения об одногодичных педагогических классах при средних общеобразовательных школах по подготовке воспитателей дошкольных учреждений» следует, что окончание педагогического класса приравнивалось к образованию лиц, окончивших педагогические училища, только в части установления стипендий и заработной платы.

Таким образом, окончание педагогического класса по уровню образования не приравнено к высшему или среднему профессиональному образованию.

Во-вторых, как действующим в настоящее время Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н, так и профессиональными стандартами, применяемыми с 01.01.2017, к должностям педагогических работников предъявляются требования о наличии соответствующего уровня образования - среднего профессионального или высшего.

Кроме того, педагогические работники, окончившие только педагогические классы, на дополнительное профессиональное образование права не имеют, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются лица, имеющие или получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Таким образом, педагогам из числа слушателей педагогических классов, которые планируют продолжить трудовую деятельность на педагогических должностях, необходимо получить или среднее профессиональное, или высшее образование.

Частью 3 статьи 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.


Вопрос: По должности предусмотрены две штатные единицы, одна занята, другая вакантна. Работник уходит в отпуск. Нужно принять нового сотрудника. Есть ли для организации приоритет, как оформлять трудовые отношения, – принимать на основное место работы и закрывать вакансию или заключать срочный договор?

 
Ответ: Нет, приоритетов нет, вы вправе принять работника как по срочному договору, так и на неопределенный срок. Трудовой кодекс не ставит на первое место тот или иной вид трудового договора. Решение принимаете вы. Если работодатель хочет временно принять работника, то у вас есть на это основание. Заключите срочный трудовой договор на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы (абз. 2 ч. первой ст. 59 ТК РФ). Помните, что в день выхода на работу отсутствующего сотрудника вы прекращаете трудовой договор временного работника (ч. третья ст. 79 ТК РФ). Если организация планирует скорее закрыть вакансию, то оформляйте работника на постоянное место работы с бессрочным трудовым договором.


Вопрос: Возможно ли работать у нескольких работодателей по совместительству, не имея при этом основного места работы?

Ответ: Если работник осуществляет деятельность в рамках нескольких трудовых договоров, то один из них должен быть основным местом работы, следовательно, остальные трудовые договора будут договорами по  совместительству (ст. 282 ТК РФ). Помимо этого в приказе о приеме на работу также указывается характер предстоящей деятельности «по совместительству».

Следовательно, работа только в качестве совместителя, трудовым законодательством не предусмотрена.

С другой стороны, ситуация, когда работник имеет только работу по совместительству без наличия основной работы, на практике встречается (например, если работник увольняется с основного места работы, продолжая быть трудоустроенным по совместительству). В этом случае, после увольнения с основного места работы работник может продолжать работу по совместительству.

Но в этом случае, перед работником возникает следующая проблема,  касающаяся внесения записей о работе по совместительству. Записи о приеме на работу по совместительству имеет право вносить только основной работодатель по просьбе работника (ч. 5 ст. 66 Трудового кодекса РФ, абз. 7 п. 3.1 Инструкции, утв. Постановлением Минтруда России № 69 от 10 октября 2003 г., п. 20 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ № 225 от 16 апреля 2003 г.).

Образовательные организации, работа в которых осуществляется на основании трудового договора по совместительству, вносить записи о приеме на работу по совместительству или об увольнении не имеют права.

Если работнику необходимы записи в трудовой книжке о приеме на работу, то работник должен оформить трудовые отношения по основному месту работы с любым работодателем. Записи о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку на основании документов, подтверждающих работу по совместительству. Если записи о работе по совместительству вообще не будут внесены в трудовую книжку, период работы по совместительству работник сможет подтвердить для дальнейшего трудоустройства только трудовыми договорами и другими документами, доказывающими факт такой работы (копиями приказов и т. п.). При этом также необходимо учитывать, что при выходе на пенсию у работника могут возникнуть сложности с документальным оформлением и назначением пенсионного обеспечения.


Вопрос: Мы заключили трудовой договор на время отсутствия основного работника до его выхода на работу. Он выйдет в понедельник. В какой форме и в какой срок предупредить об увольнении временного сотрудника?

Ответ: Если временного работника приняли на период отсутствия основного, то предварительно уведомлять об увольнении не обязательно (ст. 79 ТК РФ). Сообщить об этом можно в день выхода основного работника, то есть с утра того дня, когда основной работник вышел на работу. В этот день не допускайте временного сотрудника к работе. Оформите увольнение, выплатите причитающиеся суммы и выдайте трудовую книжку. Документы оформите от этой же даты (письмо Роструда от 31 октября 2007 г. № 4413-6).

Вместе с тем, если о выходе основного работника известно заранее, можно накануне предупредить временного о расторжении договора и оформить увольнение заранее (в пятницу). Соблюдать письменную форму уведомления или нет, в таком случае работодатель решает самостоятельно.


1. Вопрос: Как можно уточнить свой страховой стаж при утере трудовой книжки?

Ответ: При утере трудовой книжки работник может уточнить стаж на сайте ПФР.

На сайте pfrf.ru в разделе «Электронные сервисы» каждый, кто застрахован в системе обязательного пенсионного страхования, может открыть личный кабинет. В нем представлены все сведения о трудовом (страховом) стаже гражданина при условии, что за него начислялись и уплачивались в ПФР страховые взносы (ч. 12 ст. 14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При утере трудовой книжки, иных кадровых документов рекомендуем работнику воспользоваться указанным электронным сервисом и удостовериться, что в личном кабинете отражены все сведения о стаже. В таком случае подлинник трудовой книжки может и не потребоваться при обращении за назначением страховой пенсии.

Если же какие-то данные отсутствуют и невозможно восстановить периоды работы по архивным справкам, то при наличии копии трудовой книжки за период до 2002 года, вероятнее всего, потребуется решение суда для защиты права застрахованного лица на пенсию. При вынесении решения об учете страхового стажа работника суд может учесть обстоятельства, связанные с кражей кадровых документов (факт кражи подтвердит справка из полиции), а также наличие ксерокопии трудовой книжки, сохранившейся у прежнего работодателя.


2. Вопрос:  Работа учителей в период проведения диагностических контрольных работ.

В связи с проведением в общеобразовательных организациях региональных диагностических контрольных работ (ДКР), репетиционных тестирований (РТ) возникают вопросы о том, как организуется в этот период работа педагога, и как производится ее  оплата. 

ОТВЕТ: Во-первых, приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 28.10.2015 № 527-Д руководителям образовательных организаций было рекомендовано разработать план мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся в 2015/2016 учебном году в соответствии с муниципальным  планом мероприятий, утвержденным приказом соответствующего органа местного самоуправления (управлением образования), а также обеспечить кадровые условия для проведения указанных мероприятий.

Во-вторых, в соответствии с квалификационной характеристикой, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н, учитель «…обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов); оценивает эффективность и результаты обучения обучающихся по предмету (курсу, программе)…».

Таким образом, мероприятия по проведению ДКР входят в должностные обязанности учителя, а их организация и порядок проведения регулируются локальным нормативным актом образовательной организации. Работа учителя в рамках проведения названных мероприятий относится к так называемой «другой части педагогической работы», требующей затрат рабочего времени, которые не конкретизированы по количеству часов.

В-третьих, на педагогических работников, участвующих в проведении ДКР, не может возлагаться обязанность «отрабатывать» учебные часы в соответствии с расписанием занятий, которые были назначены на день, совпадающий с днем проведения контрольных мероприятий. План учебных занятий, который утвержден самой  образовательной организацией, должен учитывать проведение ДКР и РТ, а в случае необходимости может быть скорректирован.

Заработная плата педагогическим работникам начисляется и выплачивается в соответствии с установленной в образовательной организации системой оплаты труда.


1. В общеобразовательных организациях, в соответствии с условиями деятельности, установлена шестидневная рабочая неделя.

Такой режим рабочего времени - шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем - применим на условиях ст. 100 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ). При этом в соответствии со ст. 111 ТК РФ общим выходным днем является воскресенье.

В ст. 95 ТК РФ установлено, что продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1017 "О переносе выходных дней в 2016 году" выходной день с субботы 20 февраля переносится на понедельник 22 февраля.

При шестидневной рабочей неделе 20 февраля является рабочим днем и, следовательно, никуда не переносится, а продолжительность рабочего времени предпраздничного рабочего дня 22 февраля сокращается на один час.

23 февраля - нерабочий праздничный День защитника Отечества.

Как ранее отмечалось, в ст. 111 ТК РФ установлено, что общим выходным днем является воскресенье. А в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1017 "О переносе выходных дней в 2016 году" выходной день с воскресенья 3 января переносится на понедельник 7 марта.

Следовательно, у педагогических работников, работающих пятидневную рабочую неделю, и у педагогических работников, работающих шестидневную рабочую неделю, выходными днями в марте будут являться 7 марта и 8 марта.

В связи с тем, что 6 марта не является праздничным днем, то рабочий день 5 марта не является сокращенным.

Подводя итог, работники с установленной шестидневной рабочей неделей в феврале отдыхают 21 и 23 февраля, а в марте – 6,7,8 марта.


2. Вопрос:  преподаватель-организатор ОБЖ в школе относится к профессорско-преподавательскому составу?

Ответ: В соответствии с подразделом 2 раздела I Номенклатуры
должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. N 678, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности отнесен к иным должностям педагогических работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

К должностям педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, в соответствии с подразделом 1 раздела I, относятся:

  1. Ассистент
  2. Декан факультета
  3. Начальник факультета
  4. Директор института
  5. Начальник института
  6. Доцент
  7. Заведующий кафедрой
  8. Начальник кафедры
  9. Заместитель начальника кафедры
  10. Профессор
  11. Преподаватель
  12. Старший преподаватель

3. ВОПРОС: Означает ли отмена занятий в школе прекращение учебного процесса? Можно ли согласно действующему законодательству во время отмены занятий в школе организовать дистанционное обучение учащихся? Как организуется работа педагога и её оплата?

ОТВЕТ: Отмена по эпидемиологическим основаниям занятий в школе в современных условиях не означает одновременно прекращение учебного процесса. Общеобразовательная организация вправе при реализации образовательных программ применять дистанционные образовательные технологии.

Согласно ч. 2 ст. 13, ст. 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном Минобрнауки РФ. При этом местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, независимо от места нахождения обучающихся.

Согласно п. 11 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 г. № 1015, при реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Согласно Федеральным государственным стандартам начального общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 г. № 373), основного общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 г. № 1897), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки РФ от 17.05.2012 г. № 413), информационно-образовательная среда общеобразовательного учреждения должна обеспечивать возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме взаимодействие между участниками образовательных отношений, в том числе дистанционное посредством сети Интернет. При этом для основного и среднего общего образования обязательным требованием является создание условий для применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного образования).

Приказом Минобрнауки РФ от 09.01.2014 г. № 2 утверждён Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

Согласно указанному Порядку организации доводят до участников образовательных отношений информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, обеспечивающую возможность их правильного выбора, а также при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий:

- организации оказывают учебно-методическую помощь обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;

- организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- допускается отсутствие аудиторных занятий;

- местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся;

- организации обеспечивают соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников организации по дополнительным профессиональным программам.

Таким образом, конкретные условия и правила, связанные с применением дистанционных образовательных технологий, в том числе при отмене занятий по эпидемиологическим основаниям, могут быть урегулированы локальными нормативными актами общеобразовательной организации.

Согласно закону об образовании разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации,  педагогическим работникам  которой предоставлено «право на участие в разработке образовательных программ, в том числе учебных планов, календарных учебных графиков, рабочих учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ». Они также обязаны  «осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой». Поскольку рабочие программы утверждает руководитель образовательной организации, для внесения изменений и корректировки рабочей программы учителя должен быть издан соответствующий распорядительный акт руководителя.

Заполнение классных журналов педагогами осуществляется в соответствии с утвержденной (скорректированной) рабочей программой учителя по предмету.


Из Приказа Минобрнауки РФ от 27.03.2006 г. № 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» следует, что периоды отмены учебных занятий для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим являются рабочим временем педагогических работников образовательного учреждения, во время которых педагоги привлекаются к учебно-воспитательной, методической, организационной работе в пределах нормируемой части их рабочего времени. Заработная плата педагогическим работникам начисляется и выплачивается в прежнем порядке.


1. Профессиональная переподготовка в условиях введения профессиональных стандартов.

В связи с введением профессиональных стандартов для педагогических работников возникают вопросы о том, необходимо ли педагогам проходить профессиональную переподготовку до начала применения указанных стандартов?

В соответств


Орджоникидзевская районная организация профсоюза © 2017